пятница, 27 ноября 2009 г.

На игре


Команду геймеров - победителей турнира по киберспорту - подвергли гипнотическому воздействию, переводящему их игровые способности в реальные. Новоиспеченных чемпионов реальной жизни по убийству "ботов" и экстремальному вождению быстро берет в оборот таинственная организация, чей лидер красиво говорит о защите интересов родины и обо всем таком. На деле же геймеры быстро обнаруживают, что стали не защитниками-супергероями, а наемными убийцами. Захватывающий и полный драйва фильм "На игре" рассказывает о дорогах, которые мы выбираем, претворяя игру в жизнь.
Павел Санаев (автор нашумевшей повести "Похороните меня за плинтусом"), который ворвался в российское кино в 2005-м мощным триллером "Последний уикэнд" о цене случайности, фильмом "На игре" устроил в отечественном кинематографе форменный разрыв шаблона.
Название фильма придумали будущие зрители. Они же поучаствовали в рекламной кампании, создав постеры, которые вошли в официальную линейку постеров фильма. Но главное, что фильм, который называют первой российской картиной в стиле «Киберпанк», не стыдно сравнивать по уровню качества с западными молодежными приключенческими боевиками. Где-то он их даже превосходит: красотой замысла, увлекательностью реализации, изяществом стилистики.
По форме подачи (и пресловутой "стилистике") фильм "На игре" - комикс. Герои со сверхспособностями, разбрасывающие бандитов и расстреливающие боевиков как цыплят; злодей, летающий на дирижабле; и разошедшиеся в стороны добра и зла пути персонажей не позволят перепутать - перед нами: российские компьютерные "человеки-пауки". Как и в голливудском комикс-блокбастере про Питера Паркера, к геймерам в фильме Санаева применима мысль: "Великая сила - великая ответственность".
"На игре" четко делится на две половины. В первой геймеры получают и осознают свои необычные способности и учатся их применять - и эта часть наиболее ударная: зрители то и дело аплодируют и шумно болеют за героев в опасных ситуациях. Во второй части геймеры начинают работать на некую властную структуру, и первое же дело делит их команду на две.
Сейчас на экранах - только первая часть фильма: окончание этой истории выходит 18 февраля второй картиной "На игре: Новый уровень". Разделение фильма на два чрезвычайно удачно: "линяя разреза" прошла аккурат по логическому стыку между двумя сюжетными линиями. В последние годы было немало картин, которые претендовали на зрительское внимание дважды, но удачнее, чем у Павла Санаева, получилось лишь у Квентина Тарантино ("Убить Билла" - фильмы первый и второй).
Молодежь в главных ролях - вся как на подбор яркая, органично вписывающаяся в образы персонажей на экране (актер Прилучный, играющий геймера по кличке Док, даже сделал себе на шее настоящую татуировку ".doc", а Марина Петренко в военной форме - российская Лара Крофт - вызывает в зале вздох вожделения). Геймерам сопереживаешь.
Не обошлось без недочетов, но, учитывая жанровый формат зрелища, говорить о них совершенно не хочется - настолько бодро, динамично и круто смотреть (и ощущать себя) "На игре". Исключительно ради объективности отметим два небольших минуса.
"На игре" - фильм эффектных приключений, но ему немного недостает по-настоящему эффектных кадров. Три самые драйвовые экшен-сцены - бой геймеров с боевиками, пейнтбол на стройке и финальная стрельбища - неслабо впечатляют, но картинок, на которых хотелось бы жать Print Screen и распечатать скриншоты (таких, как "Нео кувыркается через голову, паля из М16" или "Человек-паук пробивает кулаком Песочного человека") в этих сценах почти нет. Есть кадры с улетающим от выстрела боевиком, скачущими по этажам пейнтболистами - вот их бы усилить и сделать таких побольше! А в нынешнем виде первая часть картины вызывает чувство легкой нехватки боевых красот.
В первой половине фильма отлично показано, как вчерашние геймеры обретают игровые способности в реальном мире (эти сцены вызывают у зрителей бурю восторга). Но к середине режиссер, видно, решил, что тема доказана и перестал демонстрировать преимущества геймеров над обыкновенными людьми - охраной, милицией. Поэтому остается ощущение некоторой наигранности, когда геймеры легко уделывают очередных противников, двигаясь при этом почти обычно, не совершая ничего сверхъестественного. Всю вторую половину фильма недостает сравнения во время поединка в кадре между "геймером" и человеком - по скорости реагирования, вниманию, ловкости и силе.
Но описанная пара недочетов - ерунда по сравнению с тем драйвом и чувством вовлеченности, которые порождает "На игре", и они лишь заставляют с еще большим нетерпением ждать второй фильм. В остальном "На игре" – увлекательное, энергичное и неглупое зрелище, радующее глаз, на котором одинаково классно будет с любимой девушкой и в шумной компании друзей.
Завязка состоялась, определив расстановку сил и ценности сторон, но о морали картины правильным будет говорить после выхода второй серии "На игре". Тем не менее уже сейчас понятно, насколько живую и интересную во всех смыслах тему нащупал Санаев, снимая свой комикс-фильм.
Два главных геймера разделились в финале фильма: один нырнул в сироп солипсизма, воспринимая весь мир как игровое поле, другой вернулся в реальный мир, не переставая ощущать нерв игры. Жгуче интересно, чем удивит вторая часть картины, в которой победой одного станет сухая пустота виртуальности, а другого - пластичность окружающего мира, определяемого отношением. Перефразируя фразу из известной песни Abba, что возьмет победитель – вот в чем вопрос.
Автор: Дмитрий 'Римайер' Жигалов

Все новости кино на сайте Радио КИНО
Слушать эфир Радио КИНО

Комментариев нет:

Отправить комментарий